ПАМЯТКА по противодействию коррупции.
Коррупция- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причиненью вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Личная заинтересованность - возможность получения сотрудником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для сотрудника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми сотрудник связан финансовыми или иными обязательствами.
Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Значительный размер взятки - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
Мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Присвоение или растрата - это хищение чужого имущества, вверенного виновному.
В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административноправовая, так и уголовная ответственность виновных.
Дисциплинарные коррупционные проступки: обычно проявляются в таком использовании сотрудником своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.
К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся: принятие в дар (и дарение) подарков сотрудникам в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей.
К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством: могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.
Преступлениями коррупционного характера являются: предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении сотрудником каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.
Взяткой могут быть:
Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.
Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки:
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или лицо, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Основные причины получения и дачи взятки:
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей сотрудника.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий сотрудника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие сотрудником, осуществляющем контрольные функции, мер к нарушителю требований за определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж за подкуп самого сотрудника, для того чтобы он заботился о корыстных интересах взяткодателя.
Можно ли сотруднику обезопасить себя от провокации взятки:
Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:
1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;
2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;
4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку);
5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
7) если Вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего руководителя; 8) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего руководителя;
9) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);
10) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.
Косвенные признаки предложения взятки:
1. Разговор о возможной взятке может носить иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги.
2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
4. Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки:
1. Доложить о данном факте своему руководителю.
2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы. В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.
3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.
4. Написать в правоохранительные органы заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:
- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;
- какова сумма и характер предлагаемой взятки;
- за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;
- в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;
- в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.
Это важно знать:
Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшим сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
Основания освобождения от уголовной ответственности:
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
ПАМЯТКА ПО УВЕДОМЛЕНИЮ О СКЛОНЕНИИ К КОРРУПЦИИ
Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, так как позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом или организацией.
Порядок действий работника при склонении его к коррупционным правонарушениям:
1.Уведомить работодателя о факте склонения работника к коррупционным правонарушениям. Уведомление оформляется в свободной форме и передается руководителю Организации не позднее окончания рабочего дня.
2.При нахождении работника Организации не при исполнении должностных обязанностей либо вне пределов места работы о факте обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения он уведомляет работодателя по любым доступным средствам связи в течение рабочего дня.
3.Работодатель принимает меры по организации проверки поступивших сведений. Необходимо понимать, что обсуждение определенных тем с представителями Организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
- низкий уровень заработной платы работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников работника;
- необходимость поступления детей работника в образовательные учреждения и т.д. Определенные исходящие от работников предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой работника.
К числу таких предложений относятся, например, предложения:
- предоставить работнику и (или) его родственникам скидку;
- воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
А совершение работниками определенных действий может восприниматься, как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий, например, относятся:
- получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей;
- посещения ресторанов совместно с представителями Организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) работника.
Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работника и урегулированию конфликта интересов Общества с ограниченной ответственностью «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро»
Настоящее положение разработано в целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в Обществе с ограниченной ответственностью «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» (далее – ООО «АПКБ»). Определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.
1 Основные понятия, применяемые в настоящем положении
- антикоррупционная политика - деятельность ООО «АПКБ» по антикоррупционной политике, направленной на создание эффективной системы противодействия коррупции;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и (или) их проектам, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
- коррупция - принятие в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ, а также извлечение преимуществ лицами, замещающими должности в ООО «АПКБ», с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
- коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
- коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению;
- предупреждение коррупции – деятельность организации по антикоррупционной политике, направленной на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;
- субъекты антикоррупционной политики - общественные и иные организации, уполномоченные в пределах своей компетенции осуществлять противодействие коррупции.
2 Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в организации осуществляется на основе следующих основных принципов: - приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию; - обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля над ней;
- приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.
3 Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений
Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:
- разработка и реализация антикоррупционных программ;
- проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
- антикоррупционные образование и пропаганда;
- иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4 Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов проводится с целью выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов принимается Генеральным директором ООО «АПКБ». Граждане (работники, клиенты) вправе обратиться к председателю комиссии по антикоррупционной политике ООО «АПКБ» с обращением о проведении антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов.
5 Антикоррупционные образование и пропаганда
Для решения задач по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, в ООО «АПКБ» в установленном порядке организуется изучение правовых и морально-этических аспектов деятельности. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой являются просветительская работа в организации по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6 Внедрение антикоррупционных механизмов
Проведение совещания с работниками ООО «АПКБ» по вопросам антикоррупционной политики. Усиление воспитательной и разъяснительной работы работников в ООО «АПКБ» по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств. Участие в комплексных проверках ООО «АПКБ» по порядку привлечения денежных средств и их целевому использованию. Усиление контроля за ведением документов строгой отчетности. Анализ о состоянии работы и мерах по предупреждению коррупционных правонарушений в ООО «АПКБ». Подведение итогов анонимного анкетирования работников на предмет выявления фактов коррупционных правонарушений и обобщение вопроса на заседании комиссии по реализации стратегии антикоррупционной политики. Анализ заявлений, обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции в ООО «АПКБ». Принятие по результатам проверок организационных мер, направленных на предупреждение подобных фактов.
ПОЛОЖЕНИЕ об антикоррупционной политике Общества с ограниченной ответственностью «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро»
1 Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики в Организации.
Антикоррупционная политика в Обществе с ограниченной ответственность «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» (далее - Организация) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Нормативными актами, регулирующими антикоррупционную политику Организации, являются также Устав Организации и другие локальные акты. В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в Организации, могут включать:
1) определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество Организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы Организации;
<